История Кища находится под покровом неизвестности, так как в селе, далеком от цивилизации, в прошлом почти не было образованных людей, сумевших отразить хотя бы отдельные эпизоды исторической летописи.
Вот что поведал заслуженный учитель Дагестана Ибрагим Курбанов:
— Я обошел и изучил развалины семи близлежащих селений: Иркнишамахи, Бурца Бах, Шумрал Ая, Дахцанимахи, Хала Ая, Цуришамахи, Дибга Ая. Нет сомнения в том, что наше село образовалось именно в результате объединения названных выше селений.
Как уже упоминалось, изначально Кища называлось Цурмиантом. Тогда на отвесной скале Алила Шури ютилось 40-45 дворов, оберегаемых поныне сохранившейся 5-6-метровой крепостной стеной. Вход в аул был только со стороны единственных ворот с северной стороны, откуда узкая тропинка спускалась в ущелье, а потом уходила за околицу. Цурмиант не мог быть легкой добычей для иноземных захватчиков, и, вероятно, они обходили его, предпочитая завоевывать окрестные поселения.
Жители каждого селения (махи) отдавали предпочтение тому или иному ремеслу, той или иной трудовой деятельности. Например, Иркнишамахи славилось знатными хлеборобами, Шумрал Ая — лесозаготовителями, Хала Ая — мукомольным промыслом (оно располагало десятком собственных мельниц на реке Калсани), Дибга Ая — металлообработкой, Цуришамахи — разведением крупного рогатого скота, а Дахцанимахи — знаменитыми на всю округу мастерами музыкальных инструментов: чунгура и зурны. Но земледелие и животноводство, как и у всех жителей гор, оставались основными отраслями сельского хозяйства.
В изучении многих вопросов, корнями уходящих в далекое прошлое, немаловажную роль играет историко-краеведческий музей, функционирующий в настоящее время в многопрофильной гимназии села Кища. Собранные педколлективом уникальные экспонаты (а их более 600) воссоздают реальные картины быта, культуры и традиций кищинцев.
В процессе исторического развития каждое значительное событие, происходившее в Дагестане, непременно оставляло свой след и в истории этого горного села. Так, вплоть до XVI в. продолжал утверждаться ислам, одновременно отдельные жители селений продолжали поклоняться и огню, и дереву, и горам,
До установления Советской власти Кища было отсталым, забытым уголком царской России. Горцы жили бедно, но были и зажиточные люди, им принадлежали лучшие земли, сенокосные угодья, леса. Земля продавалась и покупалась, но не каждый крестьянин был в состоянии купить хотя бы небольшой клочок земли. Семьи были большие, и приходилось нескольким родовым семьям уживаться в одном доме, имея при этом по одной маленькой комнатке. В то время часто свирепствовали опасные болезни, уносившие жизни многих людей. Например, от малярии в один год погибло более 500 человек.
Небольшие наделы земли крестьяне старались обработать как можно лучше и сеяли главным образом ячмень. Не каждый хозяин мог содержать крупный рогатый скот. Дома строили маленькие, темные. Полы были земляные, крыши плоские. В домах не было ни кроватей, ни столов, ни стульев. Спали на полу на самодельных войлоках. Магазины были частные, товары первой необходимости, в частности соль и керосин, навьючив на ослов, привозили из Дербента.
Мулла на дому обучал детей состоятельных крестьян арабской грамоте. Обучались только чтению, зубрили наизусть Коран. Срок обучения — два года. Родители каждый год должны были платить примерно 100 кг зерновых за обучение их ребенка. Не знали кищинцы никаких лекарств. От всех болезней лечили знахари, и то сомнительными средствами.
В 1929 году в Кища первоначально были организованы два колхоза: в нижнем селе «Сталинец», а в верхнем — имени XVI партсъезда. Владения колхозов в то время составляли земли, ранее принадлежавшие зажиточным крестьянам, духовенству и отданные под аренду с давних времен кубачинцам и муиринцам. Государство выделило колхозам 450 гектаров земли на кутане. Эта земля когда-то была собственностью дербентского помещика Амир-Чупана.
Надолго запомнился кищинцам 1937 год как год страшных репрессий: безвинные руководители учителя, религиозные представители, даже простые колхозники оказались в местах не столь отдаленных. Многие из них погибли, а вернулись — единицы.
Поныне сохранилось в устах людей горькое письмо-послание крестьянки Патимасты, сосланной за Урал из-за пригоршни зерна, взятой с колхозного поля для своих голодающих детей:
Проклятье жестокому миру,
Отнявшему кормильца семьи.
Проклятье сельским хакимам,
Не пожалевшим бедных сирот.
Проклятье душману Булатгаджи,
Отдавшему меня на растерзанье.
Проклятье судьбе моей жестокой,
Что нарекла мне час последний
В этой чужбине на Урале.
Подстрочный перевод с даргинского.
Как и всех дагестанцев, не обошла кищинцев стороной Великая Отечественная война. На фронт ушли 300 человек. Они сражались в битве за Кавказ, в разгроме немцев под Москвой, обороняли Ленинград, форсировали Днепр, героически обороняли Брестскую крепость. Десятки из них награждены орденами и медалями Советского Союза. Посильную помощь фронту оказывали жители села. Было собрано много продовольствия, теплой одежды и отправлено красноармейцам на фронт.
Послевоенная жизнь села до сегодняшнего дня прошла на глазах наших отцов и дедов. Эта часть истории надежно хранится в людской памяти…
В настоящее время Кища, без сомнения, является процветающим и перспективным селом Дахадаевского района. Благоприятное географическое расположение создает большие возможности для дальнейшего развития сельского хозяйства. Испокон веков земля эта славилась своей благодатью, богатые урожаи зерновых в прошлом были достоянием не только самих кищинцев, но и многих жителей Муира и Сираги. Повальный отток сельчан в города, захлестнувший многие горные села в 90-е годы, с газификацией села резко приостановился. В связи с нововведением президента страны относительно многодетных семей возросла рождаемость и укрепилась уверенность родителей в будущем своих детей. Сегодня в двух лучших общеобразовательных учебных заведениях, удостоившихся президентского гранта в миллион рублей, обучается около 600 учащихся, а молодежь села проводит свое свободное время в оснащенном современным инвентарем спортзале.
Да, все это хорошо, хотя проблем тоже хватает…